Летать с Димой всегда спокойно. Не всякий может похвастать таким опытом пилотажа и налетом хелиски часов. Общий же налет Димы – 15 000 часов. Имеет медаль "за спасение" и знак "отличник аэрофлота", а также допуск по всем видам спасательных работ. Один из двух камчатских пилотов, имеющих допуск для посадок на 4000 метров и выше. Командиром летает с 1999 года.

Poster ca80ecf0d1

Дима человек скромный и не сразу согласился на интервью. Но избалованная его увлекательными историями, я не могла упустить шанс и уговорила на разговор. Мы привезли на Курильское озеро очередную группу туристов. Солнце припекало, рядом прогуливались медведи.

Poster 36d3c5d296

К: Расскажи откуда ты родом и что повлияло на выбор такой профессии?

Д: Родился я в Свердловске. В 3 месяца родители привезли меня на Камчатку и с тех пор я камчадал. Родители геологи. 

Poster e2ca35e076

По роду профессии сами много летали на вертолетах, это, собственно, и повлияло на мой выбор. Вообще, после восьмого класса хотел быть биологом и думал о поступлении в Бауманку, но авиация победила.

К: Ты видел всю Камчатку с высоты птичьего полета. Какие места/явления поразили тебя больше всего?

Д: Извержение Толбачинского вулкана – это было нечто! Честно, в жизни круче впечатлений у меня не было. Особенно когда ночью начало «рвать» конус, и лава полилась на нас.

Poster 5977df262b

 Это поистине самое эпическое и захватывающее зрелище. Извержение оставило самый яркий след и, если у человека есть возможность попасть на какое-либо извержение, точно не стоит жалеть ни денег, ни сил, такое нужно увидеть!

К: А сколько раз ты летал на то извержение с группами?

Д: С десяток раз точно.

К: То есть удалось понаблюдать все стадии?

Д: Я был в самом начале, день на третий.

К: То есть одним из первых?

Д: Не первым, но в первой десятке. Когда лавой обрезало дорогу, на вертолете мы прилетели одни из первых. На машине туда добраться уже было невозможно, дорога уперлась в лаву.

Poster 50e666c270

К: Насколько близко получилось полетать над лавой?

Д: Приблизительно метрах на 25-30, ниже было уже слишком жарко и небезопасно. Летали с AirPano, панораму можно увидеть у них на сайте.

К: Какие еще глобальные извержения тебе запомнились?

Д: Ключевская, ее облетали издалека. На Карымском тоже было здорово. Мы тогда ночевали рядом и наблюдали картинку ночью. Это было для съемок Трэвиса Райса. Вертолет к утру засыпало пеплом сантиметров на 7.

Poster 8a9d22f22c

К: Что скажешь по поводу Трэвиса? Интересно было с ним работать?

Д: Безусловно интересно, «безбашеный» парень, профессиональный и очень требовательный, в первую очередь к себе.

Poster 7ab97b0353

К: С чего начался твой опыт хелиски? Как пилоты приходят к такой работе? Что нужно уметь?

Poster e30f599e78

Д: Если считать с работы вторым пилотом, то мой стаж хелиски более 20 лет. Одним из первых, кто затеял хелиски на Камчатке был Владимир Иванович Шевцов. С ним все и началось. Летал тогда с командиром Даниловым. Сергей Родославович был очень опытным летчиком, он был моим инструктором на командирском вводе и главным учителем по хелиски. Для такой работы нужен хороший глазомер, быстрая реакция и способность мгновенно принимать решения. Естественно нужен опыт полетов в горах. Желательно уметь кататься на лыжах или на сноуборде, чтобы понимать, что от тебя хотят, из какой точки в какую реально было бы скатиться. И быть уверенным в себе - и все получится!

Poster 8e3af1f5b5

К: Но не самоуверенным!

Д: Не самоуверенным – это факт! Уверенным в реальных возможностях. В первую очередь, грамотно оценивать свои собственные силы и, соответственно, возможности техники.

К: Ты начал летать с 93? А когда состоялось первое хелиски на Камчатке?

Д: В 91 году была группа американцев. Они летали с командиром Сакаевым и в сопровождении Шевцова как гида. Летали на Кроноцкий вулкан, когда еще не было таких жестких законов по заповедным местам.

К: Наверняка были смешные истории, связанные с первым опытом хелиски.

Poster fd407a54e8

Д: Был, например, случай, когда Саша Мороз вертолет откапывал. Мы взлетали с Карымского. После ночевки делается раздельное опробование двигателей, сначала один двигатель, потом второй. Тут Саша вбегает в кабину: «Что мы взлететь не можем?!», - вертолет ведь на разогреве подпрыгивает. Я говорю: «Нет, не может… колеса-то снегом засыпало…». Ну Мороз и давай за лопатой и бежать копать. Так подшутили над парнем.

Был похожий случай с геологами в Мильково. Были лишние люди, им говорили, а они все равно в вертолет залезли. Ну и пришлось сказать: «Ребят, взлететь не можем, подтолкнуть надо!». 3 человека выскочили подталкивать сзади. Ругались долго потом.

Были истории, когда просто забывали лыжи в вертолете, причем сами гиды, приходилось взлетать снова и скидывать им лыжи.

Poster f534b1c243

К: Бывали экстремальные ситуации, о которых ты можешь поведать? Испуг? Измена?

Д: Случаи были всякие, но все-таки, видимо Ангел Хранитель есть, который уберегает, подсказывает. Полетели забирать французов с Ключевской и попали в снежный заряд. Пришлось разворачиваться уже в полном тумане. Обычно, когда командиры попадают в такую ситуацию, разворачиваются влево, а мне вдруг что-то стукнуло вправо крутнуть. С набором высоты мы выпрыгнули из тучи. Потом, когда снежный заряд прошел, мы поехали смотреть по треку, а слева скала была. А так, стараемся безопасно летать.

Poster 3b90d526bf

К: Как семья относится к твоим полетам?

Д: Переживает, конечно. Звоню как приземляюсь и связь есть. Если меня долго нет, звонят диспетчеру, спрашивают где я.

К: Сколько у тебя детей?

Д: Вообщем, пятеро.

К: Дим, как это у тебя получилось?

Д: Много летал! (смеется) На самом деле моих двое и трое от второй жены. Про шестого пока думаем. Трое старших уже, учатся.

К: На пилота никто не хотел?

Д: На пилота младший самый хочет. Говорит, летчиком будет - вертолеты любит! Один электрик в Газпроме, другой инженер машиностроительного комплекса, дочь учится на лингвиста, а другой младший поваром быть хочет – кушать любит.

К: Ты в основном работаешь на МИ-8, как относишься к другим полетным средствам?

Д: Я Робинсоны не люблю и летать, наверное, на них не буду. Для меня это все равно, что велосипед, техника несерьезная. А так на многих летал, на Еврокоптере, Ламе. Лама очень меня впечатлила – зачетный аппарат. B3 – машина пилотажная. Из советских полетал на Ансате, вертолет хороший, но, так скажем, с «советскими» нюансами.

К: Расскажи подробнее где и сколько ты учился. 

Poster bc7716e0b9

Д: Тогда это еще был Советский Союз, на Украине, в городе Кременчуг было летное училище гражданской авиации. 3 года нужно было учиться там, а оттуда, в 1987 году, нас забирали на 2 года в армию. На то время, это было единственное в Союзе училище, которое готовило именно гражданских вертолетчиков.

Poster a37f482247

Сейчас оно у нас также одно, только в Омске. А в армию я попал в Туркмению, в пехоту. Это мы «сдуру» с другом написали заявление на Афган. Он шел как бы за брата мстить, а я так, по глупости, с детским героизмом и патриотизмом. Но в Афган не попал, потому что как раз наши войска начали выводить. Был на границе в Кушке. В 1991г. закончил училище. Потом вернулся на Камчатку и начал работать в Халактырском Авиапредприятии. Через 3 года ушел в Камчатские Авиалинии.

К: То есть кроме Камчатки больше нигде не летал?

Д: Вот как раз от Камчатских Авиалиний летал как в командировке на Чукотке и в Магаданской области.

К: Я помню ты говорил о какой-то спасательной операции, которая произвела на тебя впечатление – про снегоходчика.

Д: Была история несколько лет назад. Под Новый год пропал охотник, несколько дней не выходил на связь. 1го января мы с врачами и спасателями полетели его искать. Нашли перевернутый снегоход с нартами и по следам поняли, что человек уполз. В итоге нашли его на Тумроках, он за несколько дней прополз более 40 км. У него был открытый перелом голени, пришлось ползти. Ногу, к сожалению, не спасли. Было сильное обморожение, ампутировали ниже колена. Сейчас продолжает охотиться, видимся иногда.

К: Для тех, кто с тобой летает, ты – настоящий герой, а кто твои герои-вдохновители?

Poster 9ee24c7400

Д: Можно смело называть всех наших старых летчиков, пионеров камчатской авиации – Самарский, Фомин. Из живых – Астротин. Я с ним мало полетал вторым пилотом, но он меня очень многому научил и до сих пор, глядя на него, пониманию, что есть чему поучиться. Опять же, мой инструктор Данилов.

К: А если брать не пилотов, а вообще героев твоего времени? Кто вдохновлял с детства?

Д: Все мы, дети Советского Союза, выращены на каких-то военных национальных героях. Все играли в Чапаева. О «Спайдермене» и «Капитане Америка» никто ничего не знал.

Если брать героя книги, то в детстве нравился Капитан Блад из романа Рафаэля Сабатини. Д'Артаньян! Вообще книги про приключения любил. Все мы обожали космонавтов. И, конечно, Гагарина!

К: А никогда не думал всерьез о космонавтике?

Д: Думал, конечно, но армию не люблю. Космонавты, к сожалению, все военные. Хотел еще пойти в летчики-испытатели, но по возрасту уже не попадал в училище. Там также готовят 3 года и только потом допускают до полетов. И то, сначала набираешься опыта вторым пилотом и только потом садишься на командирское место. А в космос хочется, просто! Надеюсь доживем. Слетать бы ненадолго. Жить там по году, тяжело, конечно.

Poster 52cc2f8e75

К: Какое максимально продолжительное время ты можешь лететь без остановок? В какой момент ты реально чувствуешь, что устал?

Д: Если, например, лететь по прямой, то устаешь просто от монотонности.

Когда чем-то занимаешься, устаешь иначе. Вот когда мы тушили крупные пожары, летали по 12 часов. В 2016ом был пожар, Тигиль горел, за день делали более 200 сливов – по 400 тонн воды выливали – летали трое суток по 9-10 часов в день. Вот тогда действительно, чертовски устал! Сил хватало только выпить чая и лечь спать.

К: Как происходит тушение пожара?

Д: Подвешивается груша под вертолет и черпаешь-выливаешь. Достаточно тяжелая работа, потому что не всегда черпаешь из большого водоема, бывают какие-то небольшие «лужи», в которые еще надо попасть.

К: Ты давно увлекаешься фотографией? Каким был первый фотоаппарат?

Д: Смена-8М, был такой фотоаппарат советский. Было мне лет 10, папа привил любовь к этому делу. Сам фотографировал, и мы вместе проявляли пленки и печатали фотографии. Была в этом какая-то магия - смотришь на чистый лист бумаги и видишь, как появляется изображение. Самая большая обида в жизни, что он в какой-то момент уничтожил весь пленочный фотоархив, просто вдруг сжег коробки. Я успел сохранить только слайды, еще с 71 года. 

Poster 4dd3030b92

Мутновский вулкан был совсем другим. Площадка, на которой мы садились на экскурсии, была целым полем. Фумаролы, которые сейчас желтые, стояли как пирамидки. Конусов, из которых валит дым было не 3, а с десяток – все вокруг в дыму!

Poster 26408786df

К: Какая еще техника была у тебя в руках?

Д: Со Сменой нужно было все выставлять вручную. Потом появился Вилия-Авто, уже полуавтомат. Дальше - Зенит, «мыльница» Олимпус, недолго снимал на Nikon и перешел на Canon. Смотрю на Максима (Балаховского), думаю попробовать Sony.

К: Участвуешь в фото мероприятиях?

Д: Мне хорошо и в тени.

К: Ты, Дим, слишком скромный!

Д: Скромный, возможно. Но к тому же не хватает времени все это показать. Я думаю, что это задел на пенсию. 

Poster 9b48830aa0

К: Мы с тобой были несколько раз на охотничьей базе Тумроки, там ты поразил нас своей кулинарной способностью. Сначала готовил барана, потом оленя. Откуда все это?

Д: Тяжелое голодное детство! На самом деле, конечно, нет, это просто собирательный образ. Папа охотник и готовит хорошо. Дикое мясо вообще готовить просто! Поваром работать никогда не смог бы, там ведь столько процессов, сложных технологий. А тут все понятно, продукты должны быть свежие, еда - простой. Взял кусок мяса, пожарил и съел! Рецепт прост! Любой мужчина должен уметь добыть и хорошо приготовить добычу, чтобы накормить свою любимую женщину.

К: Ты ведь много путешествуешь, в какие страны хочется вернуться?

Д: Кения и Марокко – две страны, в которые очень хочется вернуться. В историческом и культурном плане очень понравилась Армения – колыбель христианства. Антарктида – пока просто моя мечта!

Если вам захотелось задать Диме дополнительный вопрос, это можно сделать здесь, вконце статьи. Подписывайтесь на красивые картинки Камчатского Края и Курильских островов от Дмитрия Задирея @dmitryzadirey .

Poster 7d7622b3a9